пятница, 27 января 2017 г.

Интервью с начальником УЧП, генерал-майором Амаяком Арояном, в честь десятилетия со дня смерти Монте Мелконяна.ЧАСТЬ 5

Вопрос.Когда вы познакомились с Монте, вы были старше и по возрасту, и по положению. Это как-то проявилось в ваших взаимоотношениях? 

Ответ.
Ты безо всяких ожиданий связываешься с этим человеком, и наступает момент, когда ты видишь, что он много чем заразил тебя. Невозможно быть настолько близким с таким честным и самоотверженном человеком и остаться равнодушным по отношению к его памяти. Я поклялся сделать все возможное, чтобы образ Монте жил в памяти поколений, чтобы дух его патриотизма продолжался. 
Вот эта фотография всегда со мной. Когда я был в Москве, в посольстве, я замечал, что офицеры европейских стран знают, знакомы с его деятельностью, патриотическими идеями, а американские офицеры дали честь перед фотографией Монте как герою армянского народа.



Вопрос.В Мартуни рассказывают, что Монте дал кровь вражескому солдату, сказав, что он пленный и ранен. Боевые товарищи говорят, что он относился к пленным гуманно и наставлял бойцам, настроенных вражески, вести себя так же. Никогда не вредил мирному населению.
Ответ.
Да, он не стремился навредить турецкому мирному населению, возмущался, когда наши парни делали вещи такого рода. Ну, была война, на жестокость врага отвечали тем же. 
По-моему был декабрь 1992 г. Во время завоевания одной позиции мирное население одной ближней турецкой деревни от неожиданности не могли убежать. Одна женщина, приблизительно 60 лет, бегала туда-сюда. Когда наша машина приблизилась, женщина упала на колени, думая, что мы её убьем. Moнте вышел из машины, чтобы привести и посадить женщину в нашу машину, потому что была проблема обмена пленных Мартакерта и сёл. Женщина умоляла: "Не убивайте, у меня есть дети". Монте продолжал объяснять. А территория была открытой, доступной врагу, постоянно стреляли в нашем направлении. Нельзя было долго стоять, как открытая мишень. Я сказал: "Что ты объясняешь, возьми за руку и посади её". Опять он объяснял. Я чувствовал, что ему неловко взять ее под руку. Он был таким. Но когда встреча была с вооруженным врагом, Монте становился беспощадным.



Вопрос.Рассказывают, что он был беспощаден и по отношению к свойственникам, которые незаконно израсходовали боеприпасы и воровали кое-как приобретённое топливо, предназначенную для использования в боевых операциях. 
Ответ.
Да, это так. Было мало или вообще не было, поэтому воровали. Шла война, и ценой борьбы против самых плохих, отрицательных явлений нужно было организовать оборону. Монте ходил по домам, собирал топливо, заправлял танк, но когда уже была армия, топливо армии он предоставлял для полевых работ, что было не менее важным. Ситуация зарождала новые проблемы. Решения должны были быть правильными. 
Во время завоевания Куропаткино иду на позиции – никого нет. Там был я и один тракторист. Тут до меня дошло: в Куропаткино был коньячный завод – кто чем мог увозил коньяк. Пришлось предпринять меры, чтобы они вернулись на позицию. Конечно, были недовольные, но когда была необходимость, эти же недовольные вставали на позиции, потому что так надо было. 
Во время войны все в хаосе, ни один закон не действует, человеческая жизнь ничего не стоит. Бывали случаи, когда ты никак не мог понять, как человек может совершить такой поступок. Поэтому, война - плохая вещь. 



Вопрос.Каким вы помните Монте, скажем после боя, по вечерам? 
Ответ.
Вечерами он садился, записывал случаи, происшествия. Писал не только про произошедшее в Мартуни, но и про всё, что происходило в Армении, в Карабахе. Он информировался сам о том, что происходило в Армении. Не знаю сохранились ли все эти записи.



Вопрос. Господин генерал, скоро будет 10 лет, как на границе, так называемый стратегами, хрупкий мир.
Ответ.
Он был хрупким тогда, но противостоял, потому что мы не сидели сложа руки. Был момент, когда мы должны были вернуть Лачин, но этого не случилось благодаря стараниям Вазгена Манукяна и его боевых товарищей. Не случилось, потому что мы создали армию. То, что у нас сегодня есть армия, это результат личных стараний Вазгена Саргсяна. О наличии этой армии знает также наш противник. Если турки будут знать, что смогут завоевать один населённый пункт, они не будут сидеть спокойно. Знают, что ещё не способны. Они должны довести свою армию до этого уровня, чтобы суметь отвоевать какую-то территорию. 
В августе 1993 г. мы могли бы завоевать и Баку. Каждые 5 минут показывали выступление Алиева, где говорилось, что их армия деморализована. Так и было. Нам оставалось заправить машины топливом и двигаться в сторону Хазаха, Кировабада, Ахджабеда, Барды. Но это нам не нужно было, потому что нашей задачей было утвердить границы нашей Родины. Поэтому, Европа поверила нам. В 1995-м году я был заместителем министра обороны Армении. Из разных стран приезжали для обмена опыта, и когда начинался разговор об этом, они говорили: "Однозначно вы победившая армия, почему вы ведёте себя так скромно?"



Вопрос.Вы сказали для обмена опыта... 
Ответ.
Да. Во время обороны Арцаха лётчиками самолётов, стрелявшими по нашим населённым пунктам, были иностранные профессионалы, а разбивали эти самолёты обычные армянские люди. Югославы пробовали узнать, как мы это сделали. Наш 14-летний парень "Фагот"-ом разбивал танк, хорошо владея этим оружием. Мы так защищались. 
Так Монте, патриот, приехавший из диаспоры, честный армянский сын, без оружия встал перед врагом, заражая людей оптимизмом. Своей духовной силой смог объединить мартунийцев и победить противника, превосходящего нас в 10 раз войском и оружием, отбросил его по ту сторону границы и дух победы передал другим районам, чтобы начерченные им границы на карте стали реальностью. 
Он был вечно бодрствующим защитником границы.»

_______________ 
Перевод администрации группы Мелконян Монте Чарльзович | #Avo 
Источник: книга Аспрам Царукян "Привет, как вы? Хорошо? Воспоминания о Монте"

Комментариев нет:

Отправить комментарий