понедельник, 14 января 2019 г.

Воспоминания Седы Мелконян о Монте.ЧАСТЬ 3.

«Он был моим другом и учителем.»



«Автор: В Мартуни были группировки, которым невыгодно было, чтобы Монте был командиром, так как он мешал им нечестными путями копить богатство. Они тайком вылили топливо, чтобы Монте не смог организовать оборону, турки вошли бы в Мартуни, и таким образом Монте потерял бы авторитет, уехал бы, а они беспрепятственно продолжили бы свою незаконную деятельность. 
Седа: Помню этот день, мы стояли во дворе штаба, когда Комитас пришел и сказал: "Аво, солярка вылилась." Втроем мы пошли в это место. Монте, наклонившись к земле, пальцами прощупывал, исследовал, машина какой марки там проехала. Это был очень тяжелый момент. Ведь это все делалось для них, для их детей. Это всего лишь один пример. Я приводила в Арцах культурные группы. 20 декабря 1992 г. также привезла одну группу. Вместе с этой танцевальной группой мы поехали в Мартуни, чтобы дать концерт и обрадовать людей. Я зашла в его комнату, было холодно, очень холодно. "У тебя нет печки?" – спросила я. "Ну, я 2-3 раза говорил, еще не принесли". Я спустилась к матушке Розе. Она удивилась: "Как это?!Печку изготавливает мой муж". Муж сказал: "Я изготавливаю, отдаю штабу, там уже распределяют". Потом спрашивает: "Ну что, печка хорошая?" "Какая печка?", – удивилась я. Оказалось кто-то другой взял печку. Комитас сказал: "Пойдём возьмём". Мы сказали нет.

Утром мы спускались пить чай. На стол клали чай, хлеб и масло. Он не ел масло на хлебе. Я пошла спросила, есть ли у них дошаб. Они ничего не сказали и ничего не принесли. Он, Монте, никогда бы не сказал. Не высказывался. Если я не говорила, он сам никогда не говорил, и никто бы другой не подумал о нём... и очень много-много вопросов такого рода. Однажды Феликс Погосян принес 3 банки сладостей, в одной из них был мед. Монте не захотел есть. Я отнесла в столовую, чтобы все, и Монте в том числе, попробовали. Они знали его таким и любили. Он заработал эту любовь. 

Автор: В разговорах мартунийцев очень часто упоминается, что Moнте и Ароян были единством. 
Седа: С Арояном для Монте было намного легче. Ароян должен был уехать. Монте не хотел. Была полночь. Ароян в полушутку спросил: "Ну что, Седа, вы что скажете?" "Для меня было бы хорошо – вместе", - сказала я. 

Помню было 7 или 9 января 1993г. В направлении горы Урян образовалась тяжелая ситуация. Мы с Mонте торопились доехать до Мартуни. На протяжении всей дороги он не сказал ни слова. Что бы я ему не дала, он не ел. Даже шоколад, который он очень любил, не захотел. Говорил: "Я уверен, что Ароян там, и что-нибудь сделает". Мы доехали до Степанакерта и узнали, что Ароян организовал оборону и отвоевал обратно то, что взяли, и тогда Монте покушал. Сложно использовать красивые слова при разговоре о войне, но то, что они создали вдвоём - было очень красивым. 

Автор:На время отойдём от военных воспоминаний. Какие проблемы больше всего вас беспокоят сегодня? 
Седа: Несколько месяцев назад Урик Аддарян из Монреаля отправил фото, которое было сделано из космического корабля "Колумбия". Была одна фотография: закат над земным шаром. Были изображены закаты разных стран. "Урик, какой красивый багровый...", - я не смогла скрыть свой восторг. Смотря на земной шар, я думаю как Маленький принц Экзюпери или согласна с ним. Бог дал нам такую красивую планету, а мы что делаем: разрушаем, уничтожаем леса, заповедники Аляски... Люди алчные, в результате чего потом потеряют ещё больше. Смотрите, какие стихийные бедствия происходят в природе. Мне подарили машину, но я не вожу её. Может быть, когда будет электрическая машина, буду водить эту "роскошь". 

Автор: Если не армянкой, то представительницей какой нации вы бы хотели родиться, в смысле более безопасной и благополучной судьбы? 
Седа: По-моему мнению, нет народа с безопасной судьбой. Везде есть алчные люди, и мы не знаем, что будет через 10 – 20 лет в результате их действий. Я выросла армянкой. Это мой дом, и я думаю о других народах. Ни Монте, ни я не были шовинистами. Нас интересовали трагедии других народов. Mонте участвовал в борьбе палестинцев, у него была симпатия к курдским и даже к турецким революционерам. Монте был моим другом, но также и учителем. Я и Маргар приняли, что он наш учитель. Монте всегда осуждал шовинизм и придавал значение общечеловеческому восприятию. Однажды я спросила: "Монте, ты бы женился на девушке другой национальности?" Мне казалось, что я знаю ответ: "Безусловно, я должен жениться на армянке". Но он меня сильно удивил своим ответом. Он сказал: "Если бы чувствовал то же, что и к тебе, то безусловно женился бы". 

Автор:Когда вы далеко, видите ли вы во сне Армению, Ереван? Если да, то каким видите? 
Седа: Скажу коротко, вижу как мой дом. Я родилась в Ливане, но не чувствую себя ливанкой. Немного путешествовала, жила в разных странах. Уже три года, как я в США. В Армении тоже не чувствую себя как дома, потому что я здесь не родилась, есть различия в культуре и образе мышления. Я - гражданка мира, планеты. Но если есть понятие дом, то для меня это Армения, в этом мире мой дом -Армения. Это обусловлено моими друзьями. В отличие от армян, я не представляю кровную связь. Если мой родной человек неправильно поступает, он мне не родной. Моих друзей, большая часть которых в Ереване, принимаю за то, что они мои единомышленники. Неважно в каком ты регионе и с кем. Я хочу быть с теми, кто является мне родным. Иногда Армения дает мне такие чувства, которые я больше нигде не чувствую. С Комитасом в машине мы приехали на поле Бердзора, посмотрела – вокруг маки, в приближающемся вечере чувствовалось дыхание дождя. Сердце наполнилось. Наверное, я такое чувствовала только при виде Монте. 

Автор:Какой цвет природы больше всего близок к сердцу? 
Седа: Все цвета, но в особенности фиолетовый и все его оттенки. 

Автор: Повторяющийся вопрос – о чем вы мечтаете? 
Седа: Превратить Армению в прекрасное место, где люди будут чувствовать себя равными, родными, спокойно, Армению, о которой мечтал Монте - без коррупции и других пороков. Чтоб эти испытания остались в прошлом: одному всё, другому – ничего. Если в Армении будет хорошо, все встанет на свои места. 

Автор: Про Монте можно говорить бесконечно. Будет много причин и случаев. Вы уезжаете из Еревана. Ваше слово перед отъездом. 
Седа: От Монте ничего не убавилось, всегда должен быть мой Монте. С 1981 г. я училась здесь и, если уезжала, то на короткое время. Только один раз уехала на два года. Это был самый большой перерыв вдали от Армении. Надеюсь скоро вернуться в Республику Армения. Это мой дом, я буду такой, какой принимал меня Монте.»

______________ 
Перевод администрации группы Мелконян Монте Чарльзович | #Avo 
Источник: книга Аспрам Царукян "Привет, как вы? Хорошо? Воспоминания о Монте"

Комментариев нет:

Отправить комментарий