четверг, 6 февраля 2014 г.

Ашот Дарбинян «Рембо»

С НАЧАЛОМ КАРАБАХСКОГО ДВИЖЕНИЯ МНОГИЕ АРМЯНЕ, ЖИВУЩИЕ ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ, ВСПОМНИЛИ О СВОИХ КОРНЯХ. Семья Ашота - выходцы из села Абул (Джавахк) - жила в Ставропольском крае. Родился он 14 июля 1964 года, отслужил в армии, работал слесарем, поступил на подготовительное отделение Омского государственного университета. В декабре 1988-го разразилось Спитакское землетрясение. Ашот приехал в Ленинакан со студентами из Красноярска, участвовал в спасательных и восстановительных работах. В 1989-м вернулся домой, поменял паспорт и снова уехал в Армению. Домашние тогда еще ничего не знали о том, что Ашот влился в отряды ополченцев. В августе 1990-го они получили телеграмму о гибели сына - Рембо, как его называли друзья...
Книга Ханджяна так и называется: "Рембо: возвращение по зову предков". Написанная на армянском языке, она содержит несколько сокращенные переводы текста на русский и английский. Ханджян рассказывает о своем герое посредством воспоминаний родных, близких, боевых товарищей. Каждый открывает ту или иную черточку характера, вспоминает эпизоды короткой (всего 26 лет) и яркой жизни патриота, ушедшего на пороге масштабных боевых действий в приграничье и Арцах. Ашот обещал вырасти в решительного бесстрашного командира будущей армянской армии. Не успел. Но и то, что сделал Дарбинян, с лихвой оправдывало его прозвище. Честно говоря, аналогия с киношным суперменом лично мне не очень-то нравится. Но раз уж ребята назвали... Они были свидетелями многих героических поступков друга в жизни, где, как известно, не все так гладко, как в кино, а цена патриотизму очень часто - жизнь.


От автораЧасто бывает, что мы много и подробно осведомлены о дальних странах, других людях и так мало о наших родных и близких...Так случилось и со мной, когда я начал знакомиться с жизнью и деятельностью Ашота Дарбиняна.Писать книгу я не планировал, а лишь собирался написать газетную статью к 15-летней годовщине героической гибели Рембо.Первые беседы с его соратниками показали, что речь идет не о газетной статье, и не о брошюре о Рембо, но о книге среднего объема.Так я один за другим искал и беседовал с сортаниками и близкими, родственниками Ашота Дарбиняна, подбирал заглавия к воспоминаниям, и в результате,эта книга представлена на суд читателей.Решение заняться биографией Рембо случайно совпало с реорганизацией Армянской Национальной Армии (Ана) в общественную организацию (ОО АНА)За короткое время я познакомился с видными командирами и бойцами АНА, присутствовал на организационно-восстановительных собраниях, собирал воспоминания и в составе группы побывал на исторических местах.Хочу поблагодарить всех, кто поведал свои воспоминания о Рембо.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАТЕРИ (НЫНЕ ПОКОЙНОЙ) РИММЫ ДАРБИНЯН. - В марте 1990-го мы получили телеграмму с просьбой срочно приехать в Ереван. Приехала, думала, что Ашот собирается жениться. "Мама, если узнаешь, что я фидаи, что будешь делать?" - спросил он при встрече.
Я удивилась. Начала уговаривать: отец серьезно болен (инвалид II группы), брат еще маленький, сестра учится в институте, и он нужен дома. "Мама, у тебя два сына: один - тебе, один - Родине. Я уже дал клятву..."

СВЕТЛАНА НАВАСАРДЯН, РАЗВЕДЧИК АНА. 
- Как приехал Монте? Так же как и Ашот - Рембо. Просто один из Америки, другой из Пятигорска. В этом парне было что-то сверхсильное, другого такого не было. Вспомню один эпизод. В 1990 году азербайджанцы несколько раз похищали наших чабанов, их детей и угоняли скот. Командиры наших отрядов решили своими силами вернуть наших граждан. Для этого мы поднялись в горы Вардениса, переоделись и присоединились к чабанам. А советские военнослужащие, узнав, искали нас, чтобы арестовать. Приземлились три вертолета, один - рядом с нами, и все военные вышли.
В этот момент я и Рембо вошли в вертолет и захватили его. Офицеры были высокого звания, а командир экипажа - генерал, участник афганской войны. Вояки не ожидали, что среди чабанов окажутся "боевики", которые с помощью всего двух пистолетов (гранаты мы и не доставали) захватят вертолет и разоружат всех. Мы продержали вертолет, пока не приехали наши командиры Маис Мирзоян, Вреж Казарян и Гегам Бейбутян. В результате переговоров были освобождены наши чабаны и дети. А с генералом мы подружились, и он просил нас не рассказывать никому о случившемся, не называть фамилий...

МАИС МИРЗОЯН, ПОЛКОВНИК ВС РА. 
- Он был самым любимым и самым отважным бойцом в АНА. Прекрасный разведчик, Ашот участвовал с нами в добывании оружия. Однажды я, Вреж и Ашот на станции Масис отгрузили 30 танков и пригнали в Ереван, т.к. эти танки хотели вывезти из Армении и, таким образом, разоружить нас. В августе 1990 года на участке Воскепар - Баганис патрулировал азербайджанский ОМОН. Они часто брали в плен наших граждан, оскорбляли армянских женщин. По моему приказу Ашот сообщал сведения о живой силе и средствах противника. Выполняя задание, в 3 часа утра он остановил проходящий мимо автобус. В нем оказались азербайджанские омоновцы. Они по одежде узнали армянского бойца, открыли огонь. Раненый, Ашот вошел в автобус и взорвал его гранатой. Погиб, уничтожив 17 омоновцев. С помощью советских военнослужащих азербайджанцы буксиром отогнали автобус в село Аскипара, оставив своих, а Рембо привезли к армянской церкви и сожгли. Мы немедленно перешли в наступление и, мстя врагу, освободили все четыре села. Рембо пал как герой, он достоин звания Национального героя Армении.
В Ноемберяне все знают Ашота Дарбиняна. Мы собираемся установить мемориальную плиту на месте его гибели и у церкви села Воскепар.
Рафик Асланян (Муро)
Председатель союза "Еркрапа" Ноемберянского района.
"Он был настоящим Рембо. О нем рассказать или писать книгу невозможно."
-Я не выполню вашу просьбу рассказать свои воспоминания о Рембо,- взволнованно и громко вдруг заговорил Муро,- потому что Рембо действительно был Рембо. Он был, о нем рассказать невозможно, о нем писать невозможно. Надо было его видеть своими глазами. Он был настоящим бойцом, воюющим борцом. Сегодня тысячи пробуют хвалить его. Нет! Его перехвалить невозможно!
Надо было своими глазами увидеть, как он шагает, как выбирает позицию, как он стреляет, слышать, как он говорит. И только после этого попробовать о нем писать.
Редчайшие люди в мире, могут почувствовать чем он дышит, так как он Рембо...
Написать о нем невозможно. Только возможно его прославить.



ПО ПРИВЕДЕННЫМ В КНИГЕ СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ОЧЕВИДЦЕВ МУЧЕНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ РЕМБО, он был еще жив, когда на него надели автопокрышки, облили бензином и подожгли. На такие "подвиги" омоновцы были большими мастерами. А в настоящем бою частенько удирали без оглядки от таких, как Ашот. Его именем названа школа в селе Абул, односельчане надумали установить у школы памятник. Почести таким, как Ашот Дарбинян, нужны, чтобы молодежь знала истинных героев нашего времени. Живые должны сделать все, чтобы кровь, пролитая патриотами, не оказалась напраcной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий