вторник, 24 января 2017 г.

Воспоминания Седы Мелконян о Монте.ЧАСТЬ 1

«Он был моим другом и учителем.»



«Его любовь была не только к животным. Moнте любил нашу планету, природу, очень любил. Одна из самых приятных вещей – размышлять на природе. И безусловно, неотъемлемой частью природы являются животные: черепаха, змея, заяц, собака, птицы... 



Он был заботлив ко всем живым существам в той же мере, что и к людям. Было много историй, касающихся животных, и вне Армении. Мы были в Югославии. Шли по дороге. Вдруг Монте заметил ёжика в дождевой канализации, и воскликнул: «Вай, Седа, здесь ёжик!» Была прохладная осень, и в любой момент мог начаться дождь. После больших усилий, в конце он решил вытащить его с помощью моей сумки, что и сделал. Освобождённый ёжик скатился с сумки и убежал. Спустя час начался сильный дождь. Монте сказал: "Хорошо, что мы вытащили ежика, иначе дождевые воды унесли бы его." 



Снова мы были в Европе. Мы были голодны и у нас не было денег. Мы собирали бутылки, сдавали и покупали макароны. Однажды, стоя на берегу, среди камней мы увидели конвульсивно вздрагивающую большую рыбу. Монте сказал: "Седа, вот наш ужин." Посмотрели на рыбу, искупались, поговорили. Когда уже был вечер, я встала подальше, чтобы он поймал рыбу. Я издалека наблюдала. Поймал рыбу и прижал носом к камню. Потом встал на колени. Рыба была в его руках. И вдруг послышался голос, и он радостный, двигая руками, пришел. "Где рыба?"-спросила я. Он сказал: "Пусть идёт живёт себе." Я удивилась, ведь мы были голодные, но и понимала, что он прав. Однажды, опять же в Югославии, он хотел привести змею в дом. Я стеснялась признаться, что боюсь змей, чтоб он не подумал, какая у меня трусливая жена. "Смотри, смотри, – сказал он, – хорошая, давай отвезём домой." Я сопротивлялась: "Нет, никакой домой!" Вижу – он оставил змею, идёт за мной. 



Мы ходили, вдруг он прыгнул и что-то поймал, начал гладить. Я спросила, что это. "Лягушка ", - сказал он. Лягушка намочила ему в руки. А он говорил: "Какая милая, какие милые глаза у неё. Если мы сейчас её оставим, машины проедут по ней." Мы начали искать безопасное место. Наконец мы нашли дом с садом, и он отпустил лягушку. Мы тогда ещё не были женаты. На стене он увидел паука, положил в стакан, сказав, какой хороший. "Он ядовитый", – подсказала я. "Нас не ужалит", - уверенно ответил он. 



Я тоже с детства любила природу. Всегда с подругами или одна гуляла на природе. Ходили в наш родник. Наш дом был на последней улице, ведущей к роднику. 



В интернете есть один сайт, который открываешь и одним нажатием кнопки добавляется одна тарелка еды для какого-нибудь голодного. Также есть сайты, касающиеся охране природы и животным. Каждое утро я открываю их и только потом начинаю работать. 



Автор:Кто достоин называться героем? Как бы вы описали героизм? Неужели устоять перед трудностями в мирное время, жить честно – не героизм? 
Седа:Многим это звание далось просто как слово: при разных обстоятельствах. Но народ не всех принял. Монте был таким всей своей сущностью: на поле боя и в обычной жизни. В обычной жизни Монте был очень порядочным. Несколько лет назад я прочитала статью про Монте и удивилась, была шокирована, кто про кого пишет. Есть люди, которые свои критерии порядочности подстраивали под образ Монте. Знаю человека, который сказал, что Монте якобы курил в Ераблуре, пил, пел патриотические песни. Это не соответствует действительности. Думаю, кто что любил, то и присваивал Монте. Ему был 21 год, когда он приехал в Ливан, чтобы учить армянский язык. Мы не были до такой степени чисты, чтобы понять его. Его не знали и распространяли сплетни, которые не соответствовали действительности. Приписывали такие вещи, за которые он не был ответственным. Несколько раз я говорила: "Вы говорите, что Монте умный, тогда как он мог участвовать в таких плохих вещах? Речь идёт про террор 1983 г., который непосредственно не связан Монте." 



Мне больно, что спустя столько лет продолжают повторять тоже самое и не хотят принимать реальность. Никто из говорящих не был в Арцахе. Хотя умели пользоваться оружием. Они не появились там и критиковали Монте. Почему?! Проблема была в том, что у Монте был один враг. С другими он был готов поговорить, разъяснить. Больше всех он сам себя критиковал. Хотел, чтобы они вместе приняли свои ошибки. Думаю, что мы не можем встретить такого же чистого человека, как Монте. Одной из причин моего удивления – его чистота, он не переставал удивлять своей чистотой не только на войне, но и в обычной жизни: дома, среди друзей, в самых незначительных вещах. Смотрела и удивлялась: неужели возможно быть таким чистым? 



Автор:Какой вы увидели Армению в этот раз? 
Седа: Хотела бы, чтобы не было это большой, большой, большой разницы между бедными и богатыми. Чтобы была Армения, которую хотел Moнте – справедливая и без коррупции. 



Хочу сказать про интеллигенцию. Сегодня нет той интеллигенции, которая была в мои студенческие годы, действительно, интеллигентная интеллигенция. В студенческие годы выходили из общежития, садились в какое-нибудь кафе и обязательно встречался хоть один интересный человек. Сейчас под этой роскошью скрывается ужасная жизнь. А интеллигенция заключена дома. Опять же это моя Армения, у меня нет другого дома, мой дом тут. Больше всего меня беспокоит образ молодёжи: уровень, поведение. Раньше у них были серьезные интересы, сейчас другое. Вижу как одеваются девушки, какие у них интересы: мобильники, машины и другое, какими способами пытаются заполучить парня... Все кружится вокруг материального. И это беспокоит. Ведь завтра они будут лицом страны, воспитывать своих детей... 



Автор:Может мы ещё вернёмся к нашим корням. 
Седа: Мы могли бы измениться в лучшую сторону. Грустно, что промахнулись. То есть: не было бы личного, не было бы алчности, эгоцентрических выгод, а была бы только психология "мы". Рядом с нами есть и другие, у кого есть права, и Бог нам не простит, если мы захотим завладеть чужой собственностью. В заповеди говорится: "Не желай чужого." Надеюсь люди будут жить по заповедям. Подумаем об этом, пусть и наши дети думают. Подумаем о людях, которые рядом с нами, о соседях, о других. 



Автор:Есть люди, которые нечестно живут, но строят церковь. 
Седа:Эти люди промахнулись, сбились с пути, заблудились. Бог не говорит покажи свою веру своими деньгами. Жить 10 заповедями - не так трудно, ведь можно их выполнять и создать хорошее общество!?»



______________
Перевод администрации группы Мелконян Монте Чарльзович | #Avo
Источник: книга Аспрам Царукян "Привет, как вы? Хорошо? Воспоминания о Монте"

Комментариев нет:

Отправить комментарий