вторник, 31 марта 2015 г.

Живые.«Я пришла умереть армянкой».

Новости Армении – NEWS.am на пороге 100-летия Геноцида армян в Османской Турции в 1915-23 гг. продолжает публиковать материалы в рамках проекта «Живые». «Я пришла умереть армянкой».
«Живые». Это истории обычных людей – потерявших детство и родину.
«Живые». Это сто лет памяти и боли, сто лет ожидания возмездия.
«Живые». Это с каждым днем уменьшающаяся горстка людей, не теряющая надежды на признание - признание их боли.
«Живые». Это 102-летняя АРЕВАЛУЙС АМАЛЯН
- Где ты родилась, деточка? – держа в теплых руках мою руку, смотрит на меня лучистыми глазами 102-летняя Аревалуйс Амалян.

Трудно представить, как эти маленькие руки, покрытые прозрачной белой кожей, камень за камнем строили дом, брак, новую жизнь… (фоторепортаж)
- В Ереване, бабушка. А ты…откуда ты родом?
- Я… - вмиг потемнело ее лицо. – Эргриц.
Бабушка Аревалуйс резко отстранилась и, скрестив руки на груди, безмолвно уставилась в окно. Всем своим видом, внезапно утратившим беспечную живость, она дала понять, что не хочет продолжать разговор.
-Все, больше ничего не скажет, - говорит ее сын Левон.
Окруженная заботой и вниманием детей, внуков и правнуков – всего их больше 60 – Аревалуйс не может смириться с прошлым, в котором осталось сиротское детство и навсегда потерянный дом.
«Эргриц» в переводе на русский означает «Родина». Так называют Западную Армению спасшиеся от Геноцида армяне, так и не сумевшие приспособиться к жизни на новом месте.
Аревалуйс Амалян в девичестве Азарян родилась в Арабкире 4 января 1913 года в семье ремесленников.
В апреле 1915 года ее отца Хачатура жестоко убили турки.
Ее мать, красавица Вергине, вышла замуж за турецкого пашу в обмен на сохранение жизни своих детей и оставшихся членов семьи.
Заботу о 2-летней Аревалуйс взяли на себя дедушка и сестры отца. Ее брата, 4-летнего Ованеса, братья матери увезли с собой в Алеппо.
Так трагически распалась некогда большая и дружная семья Азарян. Вскоре, не сумев преодолеть душевную боль и тоску, дедушка Аревалуйс скончался.
Выжившие в Геноциде арабкирцы не могли вернуться к прежней жизни, и в 1926 году они – вместе с ними Аревалуйс и ее тети – попрощались с родными улицами и пустились в дорогу. Сначала они добрались до Батуми, а оттуда на поезде приехали в Ереван. Здесь им выделили территорию для строительства домов. Так в столице Армении возник новый район, названный в память о старом - Арабкир.
Жизнь потекла своим чередом.
В 1930-ых годах Аревалуйс вышла замуж за Саркиса Амаляна.
- Он был отсюда?
- Нет, мой отец тоже был среди беженцев из Арабкира. Его судьба не менее трагична, - рассказывает Левон.
Саркису было около 8 лет, когда турецкие военные ворвались в их дом и увели всех членов семьи. Ему одному удалось сбежать и спрятаться в лесу. На следующий день мальчика нашли и взяли с собой в дорогу уцелевшие армяне.
- Отец рассказывал, что своими глазами видел, как турки выстраивали на берегу Ефрата армян и, ударяя их дубинками по голове, сбрасывали в реку.
- Он нашел кого-нибудь из членов семьи?
- Нет.
- Сколько детей родилось у Аревалуйс и Саркиса?
- Кроме меня, еще трое – Сируш, Анаит и Григор.
- Вы когда-нибудь пытались разыскать дядю в Алеппо?
- Да. Но, к сожалению, мы так его и не увидели. Он погиб в страшной аварии много лет назад.
- А что стало с бабушкой Вергине?
- Она родила паше трех сыновей. Говорят, он очень любил ее, разрешал молиться и хранить под подушкой Библию.
По рассказам Левона, будучи женой паши, Вергине удалось найти и установить связь с братьями в Алеппо.
Однажды днем, уже после смерти паши, Вергине нежно поцеловала спящих внуков и незаметно вышла из дома. Больше в Турции ее никто не видел.
- Куда она направилась?
- В Алеппо, к своим братьям.
История немолодой уже Вергине настолько заинтересовала местных журналистов, что вскоре газеты Алеппо опубликовали статью под названием «Я пришла умереть армянкой».
Фото матери Аревалуйс Амалян - Вергине, сделанное в Алеппо (крайняя справа)
- Бабушка не пыталась найти и Аревалуйс?
- Она нашла нас через своих братьев. Но не могла поверить в то, что ее дочь жива. Как-то к нам в гости из Алеппо приехал общий знакомый и передал её просьбу.
- Какую?
- Чтобы убедиться, что Аревалуйс ее дочь, она попросила его проверить, есть ли на ее плече родимое пятно.
Уверившись в том, что дочь жива, бабушка Вергине захотела с ней увидеться, однако Аревалуйс наотрез отказалась от встречи.
- Почему?
- Все эти годы мама скрывала от нас историю своей матери. Она так и не смогла простить ей брак с турком, потому на все наши расспросы отвечала, что турки убили ее вместе с отцом. Когда мы узнали правду, она заявила: «Как она могла стать женой собаки турка? Лучше бы нас всех убили».
Вергине Азарян скончалась в Алеппо в возрасте 106 лет. Говорят, что надежда увидеть Аревалуйс не покидала ее до последней минуты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий