среда, 7 мая 2014 г.

Смертник Сейран Маркарян


Сейран Маркарян погиб 2 сентября 1992 г. в окрестностях села Вагуас в Карабахе. Всю ночь его тело оставалось на поле боя. Отступавшие товарищи укрыли его ветками деревьев, чтобы на следующий день любой ценой перетащить с контролируемой врагом территории. На следующий день после боя заместитель командира роты, алавердиец Сейран Антанесян сказал, что не оставит тело своего земляка азербайджанцам, в противном случае не вернется в Алаверди. Смертники-алавердийцы при содействии смертников из Севана и Нор Ачна смогли забрать тело Сейрана Маркаряна с прежних боевых позиций.


“В отряде Сейран Маркарян был самым старшим по возрасту. Ему было около 50-ти. Как гранатометчик он был незаменим. Откуда мне было знать, что всего через несколько дней именно Сейран станет первой жертвой”, - написал спустя годы в сборнике “Смертники” заместитель командира роты.




В Алаверди Маркарян оставил троих детей. Жена умерла за несколько лет до этого. “До Карабахского движения мы с семьей были в Монголии. Мама умерла там от рака. В январе 1988 года отец, я и две мои несовершеннолетние сестры, похоронив маму в Монголии, вернулись в Армению”, - вспоминает сын Сейрана Гагик.



Гагику было 18 лет, когда погиб отец. “В городе появилась информация о том, что в Карабахе погибли двое алавердийцев. Я спустился вниз, там уже собрались люди. Все они знали моего отца. А меня щадили, обманывали. Но я всю ночь не смог заснуть. Мне было неспокойно, сердце как будто предчувствовало беду. Один из жителей нашего квартала по имени Миша не знал меня. Он-то и сказал собравшимся: говорят, мол, что в Карабахе убили Сейрана. Тут мне стало плохо”,- вспоминает Гагик.



Потом, встречаясь с боевыми друзьями отца, Гагик пытался узнать обстоятельства его гибели. Ему рассказывали разные вещи. Один сказал, что это произошло в результате взрыва миномета, по словам другого, его убило выстрелом из танка. Говорили также, что была прямая автоматная очередь. И каждый рассказ выворачивал душу Гагика наизнанку. Он несколько раз бывал в тех местах в Карабахе, где воевал отец. В первый раз его сопровождал смертник Арам Сажинян.



“Во время боя наши направились пешком через непроходимые горы и ущелья от села Ванк к Вагуасу. Когда они дошли до Вагуаса, начался бой, который длился долго. Потом пришел приказ отступить. Мне об этом рассказал боевой друг моего отца Гриша Давтян. По его словам, наши, в том числе отец, продвинулись вперед, захватили у азербайджанцев оружие. Отец был гранатометчиком. Когда приказали отступить, отец окликнул Гришу Давтяну и сказал, чтобы тот возвращался. Уже темнело. И в тот момент, когда Гриша подходил к отцу, раздался взрыв. Отец погиб, а Гриша был тяжело ранен”,- рассказывает Гагик.



Потерявшему сознание и с трудом пришедшему в себя Грише о гибели Сейрана Маркаряна сообщили карабахские смертники. Тело Сейрана оставалось на поле боя непосредственно перед позициями азербайджанцев. Там было много жертв, много трупов... Бой проходил у края леса.



“Когда отец погиб, моей младшей сестре было 11 лет, другая сестра была младше меня на два года – ей было 16. Вырастить сестер мне помог боевой друг моего отца Гриша Давтян. Он устроил меня на работу на Баграташенский таможенный пункт. Государство почти ничем не помогало. Помощь состояла лишь в том, что младшей сестре назначили пенсию и пособие. И все”,- сказал Гагик.



Он вспомнил еще один эпизод. 29-30 августа 1992 года Гагик вместе с дядей, братом отца, возвращались в Ванадзор и в Шаали встретили ребят-смертников из Алаверди. “Отца среди них не было. Я спросил о нем. Мне сказали, что он поехал в Ванадзор за грузовиком ГАЗ-66, на котором должны были перевозить оружие из Еревана в Карабах. Грузовик отец получал в 43-ей воинской части”,- рассказал Гагик. Он жалеет о том, что не вернулся в Ванадзор, чтобы в последний раз проститься с отцом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий