среда, 1 апреля 2015 г.

Открытые письма армянской интеллигенции- Гарегин НЖДЕ


Ее обязанность — давать народу сгусток правды.Цель — осветrить этой правдой путь народа в будущее. 
Нет у прессы этого призвания, значит она — никому не нужный паразит, пустое место, и напрасно кормят ее народы за свой счет. 


К несчастью, за некоторыми исключениями, такова наша армянская пресса. 

Описание новостей вместо прессы — значит, мы пока не созрели, не можем обнаружить, высветить внутренние проблемы нашей жизни и вместо этого занимаемся внешними событиями, новостями. 

Для нас пока интересно лишь то, что происходит вне нас или касается нас лишь внешним образом. 

Подобное умонастроение господствовало в нашей журналистике практически с самого начала. 

Спасение придет извне — этого достаточно, чтобы журналистика воодушевилась благоприятными внешними признаками: сочувственной улыбкой некоего дипломата, армянофильским высказыванием какого-нибудь известного европейца, деятельностью в пользу армян какого-нибудь миссионерского общества, проармянской резолюцией какого-нибудь пацифистского конгресса, прочувствованной речью какого-нибудь парламентария после очередной армянской резни — событиями, которые не имеют никакого реального значения для самозащиты или спасения народов. 

И так целыми десятилетиями!... И никто не понял, что таким образом становится соучастником армянской трагедии, отвлекая внимание народа от его единственного спасительного оружия — самозащиты. 

Бывали в прессе отдельные высказывания, часто даже агитация в пользу самозащиты, но лишь отрывочно, не без предрассудков в пользу внешних сил, поэтому полуправдиво, бесполезно. 

Наша журналистика на протяжении десятилетий, после тысяч и тысяч жертв, не смогла указать на подлинные причины бедствий своего народа, найти некую общую для всех нас истину и попытаться сделать ее психологией масс. 

Некоторые наши печатные органы снисходительны, угодливы, льстивы по отношению к внешним силам, а в своей среде — раскольники, нетерпимы, высокомерны. 

Руководствуясь моралью улицы, они прославляют силу и обаяние больших народов и подлым образом презирают свой собственный. 

Наша журналистика возбуждает групповые страсти и не способна понять простую истину: самозащита народа — общее дело, в котором разные политические течения и направления должны проявить единую волю. 

Годами наша журналистика вдохновлялась надеждам на чужую помощь, а сегодня в разочаровании поносит налево и направо все народы и языки, не в силах понять, что они не виноваты, если армянский народ не стремился, не прибег к самозащите и подвергся резне. 

С одной стороны наша журналистика день ото дня кричит о том, что армянский народ стал жертвой других, стремящихся к мировому господству народов, и незаметно для себя запутался в перипетиях дипломатии. С другой стороны она до смешного поверхностно рассуждает о различных ориентациях. 

Такая журналистика армянскому народу не нужна. 

Как и армянская церковь, армянская пресса должна духовно обновиться. 

Репортажей у нас много, даже слишком; сегодня нужна перевоспитывающая публицистика. 

Публицистика, которая безошибочно поставит диагноз всех проблем нашего народа, предложит радикальные методы решения, подвергнет переоценке наше прошлое и найдет новые истины, высветит трудности и предвосхитит опасности, подстерегающие наш народ, прозвучит набатом его духовного вооружения. 

Печать должна, наконец, освободиться от идей внешней ориентации и проповедовать мужество, говорить не о потерях — о героическом народе. До тех пор, пока армянин, гордо стоящий на своем нагорье, не докажет миру, что он мужественный и храбрый хозяин своей родины и судьбы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий