суббота, 8 марта 2014 г.

Его бы не было в живых (Седа Гпранян-Мелконян)


После ухода Монте из жизни прошло 18 лет. Меня часто спрашивают: "Если бы Монте был жив, где бы он сейчас находился?" Я без колебаний отвечаю: "Его бы не было в живых". В нашей семье я не единственная даю такой ответ. Точно так же отвечает на этот вопрос брат Монте.

Сам Монте 6 июня 1988 г. писал, что люди, которые готовы безвозмездно служить своим принципам даже ценой лишения свободы, а я бы добавила – и ценой смерти, хорошие люди.



"Здесь (то есть в тюрьме. – М.М.) нелегкая жизнь, но в некоторых смыслах интересная. Мне бы очень-очень-очень не хотелось попасть сюда, но, тем не менее, в период пребывания здесь я приобрел хороших друзей. Удивительно, что зачастую именно здесь лучшие люди проводят много лет, а разного рода отбросы остаются на свободе. Хорошие люди не успокаиваются до тех пор, пока не осуществляют свои принципы, даже если их враги сильнее и могущественнее. И, приступая к конкретным действиям, они непроизвольно оказываются в опасности, и вероятность того, что они окажутся в таком месте, становится выше. Мы общаемся друг с другом и учимся друг у друга".

  Все знают, что и сам Монте не был спокойным человеком. Вопреки распространенной привычке снисходительно относиться к знакомым, Монте по отношению к своим близким был более требовательным. Из-за своей неподкупности у него всегда было много врагов. Необходимость действовать во имя народа и от имени народа возлагала огромную ответственность, и Монте каждую минуту осознавал существование этого тяжелейшего бремени.
   25 августа 1983 г. он писал: "...Тебе, наверное, уже понятно, что я люблю придерживаться своих принципов и убеждений, выполнять свою работу. Наверное, для тебя также однозначно, что я попытаюсь использовать все это в рамках армянской освободительной борьбы или хотя бы во благо армянства в моем понимании (скажу также, что я всегда пытался подходить к этому вопросу с научной точки зрения и убежден, что если мой подход верен не на 100 процентов, то во всяком случае искренен и реален).





Однако потребность в развитии, в том, чтобы учиться на ошибках прошлого, есть всегда, и есть необходимость в том, чтобы, учитывая нынешнюю ситуацию, предпринимать шаги по построению будущего. Если эти дела осуществляются во имя народа или нации и требуют, чтобы самые преданные народу, патриотичные элементы каждый день сталкивались со смертью, то это означает, что на тех, кто в той или иной форме играет в этом деле основную роль, лежит огромная ответственность.


Никто не имеет права на бездумные поступки, никто не имеет права, идя на поводу у своих чувств, делать неправильные (но "искренние") расчеты. Никто не имеет права быть неосторожным или беззаботным. Вопреки действительности, от имени нашего народа, под именем борьбы и ценой крови наших беззаветно преданных друзей в последние годы совершаются бесчеловечные, вредные и действительно глупые поступки. Не думаю, что должен приводить тебе примеры".


"К большому сожалению", как сказал бы Монте, даже спустя 28 лет после того, как это письмо было написано, вышеприведенные строчки сохраняют свою актуальность.


Седа Гпранян-Мелконян
Источник: Hetq online

Комментариев нет:

Отправить комментарий