В истории Армении неоценимую роль сыграли много женщин, которыми гордился и гордится наш народ. Многочисленные свидетельства историков и эпиграфические надписи на стенах архитектурных памятников свидетельствуют о том, что армянские женщины средневековья внесли свой весомый вклад в их строительство. Монастыри и церкви,воздвигнутые ими, стали крупными очагами науки и культуры. Ряд имён армянских княгинь и цариц навечно вошли в историю страны, как имена армянских цариц-строительниц.
Первый монастырь в стране Сюник воздвигла княгиня Вараздухт ещё в начале VI века. Этот монастырь по своей значимости занимал третье место после Татевского и Танаатского. Назван он был в честь Григора Лусаворича. Согласно преданию, дочь князя Ашота Багратуни, будущего царя Армении, княгиня Мариам в 874 г. на полуострове Севан строит церкви Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин. В конце XII в. начинаются восстановительные работы крепостной
стены вокруг города Ани. Княгини Мамахатун, Шануш, Мамшах, восстановив отдельные участки стены,получили право оставить на ней соответствующие надписи об этом.Ванени Закарян, например, в1192 г. строит через реку Дебед (в Лори) известный, представляющий собой сложное архитектурное сооружение – Санаинский мост. Рядом устанавливает хачкар в память об умершем муже.
Мост этот и поныне функционирует!Народу известны и героические подвиги безымянных женщин. Две беженки-армянки из Муша поделили на две части «Мушский Изборник» из церкви Сурб Аракелоц, и таким образом спасли эту реликвию от турок. Две части разделённой рукописи вновь воссоединились в одно целое спустя 14 лет после Геноцида, уже в Эчмиадзине, ныне надёжно хранится среди экспонатов Матенадарана. А сколько, армянских женщин, взяв в руки оружие, сражались в фидаинских (гайдукских) движениях, сколько их погибло, скольких искалечила война – физически и душевно.
Мост этот и поныне функционирует!Народу известны и героические подвиги безымянных женщин. Две беженки-армянки из Муша поделили на две части «Мушский Изборник» из церкви Сурб Аракелоц, и таким образом спасли эту реликвию от турок. Две части разделённой рукописи вновь воссоединились в одно целое спустя 14 лет после Геноцида, уже в Эчмиадзине, ныне надёжно хранится среди экспонатов Матенадарана. А сколько, армянских женщин, взяв в руки оружие, сражались в фидаинских (гайдукских) движениях, сколько их погибло, скольких искалечила война – физически и душевно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий