«Вопрос. Долгими днями, ночами вы были вместе. Была симпатия, взаимопонимание. О чем вы говорили?
Ответ.
Мы ехали по дороге. Два дня ничего не ели. В машине он нашел вялое незрелое яблоко и начал с аппетитом есть. Я спросил: "Монте, что ты любишь больше всего?" Он ответил: "Еду". Потом говорит: "Нет, наверное купаться". Немного спустя сказал: "Больше всего люблю думать ". Мы очень долго бывали вместе. Рассказывал, что он очень поздно узнал о том, что он армянин и описывал, чем армянский народ отличается от всех остальных. Когда он узнал о своей национальности, родители привезли детей в Западную
Армению, чтобы показать свою Родину. Это знакомство очень сильно проникло в его душу, и он решил бороться за справедливость. Первым его замыслом было организовать в университете Беркли выставку материалов о Геноциде армян и армянской истории, из-за чего турецкий консул выразил недовольство руководству университета. Но студенты боролись, и материалы были выставлены.
Армению, чтобы показать свою Родину. Это знакомство очень сильно проникло в его душу, и он решил бороться за справедливость. Первым его замыслом было организовать в университете Беркли выставку материалов о Геноциде армян и армянской истории, из-за чего турецкий консул выразил недовольство руководству университета. Но студенты боролись, и материалы были выставлены.
Монте отправился в Японию, овладел восточными видами спорта, побывал в различных странах, общался с разными народами, ознакомился с их историей и в качестве научного тезиса изучил на территории Ирака археологические материалы. И каждый раз ему попадался случай познакомиться с историей своей нации.
Жажда свободы в 1979-м году подтолкнула его к участию в Ливанской войне. После известных ливанских событий он стал членом АСАЛА, чтобы бороться за справедливость. Это сыграло очень большую роль в развитии армянского вопроса. До 1991-го года его жизнь протекала в борьбе за справедливость. Как идейный боец он был осуждён, перенес сложности тюремной жизни. Он говорил: "Тюрьма – это очень-очень хорошее место для узнавания жизни, изучения языков, для раздумий и тренировок". То есть, он провел тюремный период не впустую.
1990-м году он приехал в Армению, измученным и изгнанным. Ни одна страна не стерпела его. Когда он приехал, в Армении были "горбачевские" времена, была борьба, и Монте активно принял участие в ней. В своих рассказах он никогда не хвалился этим, наоборот, образ своих действий он представлял самокритично. Его "Реальность" и другие работы написаны самокритичным духом.
Вопрос.Есть ли исследования, написанные другими людьми?
Ответ.
Про Монте написали много книг, иногда печатают мифические истории, но в период пребывания Moнте в Мартуни происходили интересные вещи, и про это еще не писали. Его брат, Маргар, на 10-й год гибели Монте приехал в Ереван и принёс с собой книгу про него, которая переведена на армянский. Думаю, ему есть что рассказать интересного.
Вопрос.Присущ ли родным Монте его бурный патриотизм, его самоотверженная преданность идее?
Ответ.
Маргар очень сильно изменился после смерти Монте и по патриотизму очень похож на него. Если понадобится, вместо Монте встанет в ряд, готовый сражаться с оружием в руках. Старшая сестра, Mайлен, много раз приезжала в Мартуни, бывала на фронте, участвовала в боевых операциях. Собрала все, что связано с Монте, всему придала важное значение, начиная от издания книг и заканчивая кусочками бумаг. По примеру Монте она достойная дочь армянского народа.
_______________
Источник: книга Аспрам Царукян "Привет, как вы? Хорошо? Воспоминания о Монте"
Комментариев нет:
Отправить комментарий