среда, 25 января 2017 г.

Интервью с начальником УЧП, генерал-майором Амаяком Арояном, в честь десятилетия со дня смерти Монте Мелконяна.ЧАСТЬ 2

«Вопрос.
В Мартуни я слышала много крылатых фраз про командира Монте, например: "Народ без Аво не победил бы". Действительно ли сверху был предначертан приезд Монте в Мартуни?! И мартунийцы ли были тем типом людей, внедрив которым свои освободительные идеи, Монте должен был осуществить часть своей мечты?




Ответ.
Район Мартуни дал много героев: Армен из Ашана, Сос из Сосе, из села Мартуни – Меружан, из Чартара – Юра (его называли Юка), из Чартара было много одаренных. Все они были достойными солдатами командира Монте. Армен из Мачкалашена в свою очередь тоже был как Монте. Я с ним познакомился, когда шел в штаб Мачкалашена. Он проводил меня на позиции. Высота Хазаза была у турков, и в стратегическом плане было важно, чтобы она перешла к нам. Мы поговорили, и я почувствовал, что он образованный, развитый парень с гибким складом ума. Он был студентом. До этого он служил в советской армии, а сейчас управлял бронетехникой БМП.



Спустя два дня, когда я был один в Мартуни, Монте уехал по делам в Ереван, турки напали на Мартуни. Я позвал Армения, и он на своем БМП приехал и, маневрируя, используя боевые уловки, смог отвоевать у турков нашу высоту. Спустя день турки атаковали Мачкалашен в другом направлении, и Армен на своем БМП сражался один против 3х танков врага. Один танк он уничтожил, два других сбежали. Экипаж разгромленного танка оказались узбеками по национальности. В этот тяжелый период мачкалашенский Армен везде бросался на помощь. Во всех операциях он был первой атакующей силой и в разных ситуациях очень хорошо себя проявил, стал очень опытным. Он был помолвлен, но свадьба не состоялась. Он погиб во время атак Хазаза – от случайного взрыва "Града". В их деревне, во всём Мартуни, от мала до велика, знали и уважали его. Он всегда был наготове. Он не был претенциозным человеком, не показывал свой авторитет и превосходство, вообще, все парни Мачкалашенского батальона были очень храбрыми.


Про Армена Мелкумяна интересные истории может рассказать декан факультета востоковедения ЕГУ, подполковник Гурген Меликян. В тяжелые дни он очень часто приезжал в Мачкалашен, привозил пищу, муку и другие необходимые вещи. Его участие в оборонительном деле значимо, но он очень скромный, не говорит о сделанном. 


В войне участвовали и женщины. В оборонительном районе Мартуни была медсестра по имени Шушаник из Армении, плохо помню из Арташата она была или из Веди. Будучи физически сильной, она могла перетаскивать на себе раненых из под огня. Храбрая, волевая, одарённая исключительными качествами женщина, действительно – чудо. Мужчины боялись её, настолько она была сильной и бесстрашной. Она была медсестрой, но когда видела, что парни тормозят, бросалась вперёд. Перед опасностью даже не моргала глазом. Очень, очень храброй была. 


Мартунийцы были знатоками оружия. Какое оружие бы им не дали, они все понимали. Был один парень по имени Лаврент из деревни Емишчан. За 2-3 дня он выучился на танкиста и немного спустя стал первым танкистом Арцаха. Было специальное устройство для взрывания мин перед танком. Такие взрывы приводили к сильным потрясениям. Этот парень выдержал 20 таких потрясений. Летом 1993 г. он совершал чудеса. Однажды он пошёл на позиции турков и цепями такие вещи натворил. Реально был героем. В Мартуни вам расскажут очень много интересных вещей про него. 5-6 лет назад он пришел повидать меня. 


Давиду из Ашана короткое время спустя доверили батальон, он смог проявить себя как командир. В Ашане был ещё один храбрый и мужественный парень – Армен. Он был командиром отряда. В 1992-м году во время одной из операций погиб. Mонте очень любил его. 


Нельсон Согомонян из Бердашена (ныне (прим. май 2003г) заместитель командира по тылу АО НКР, полковник) был очень умным, осведомленным, мужественным парнем, во время войны заслужил авторитет. По профессии был инженером-механиком, но очень хорошо владел техникой, оружием. На оборонительных позициях прекрасно себя проявил.


Президент сельсовета деревни Норшен был честным человеком. Состояние деревне был тяжелым. Танк турков по очереди разрушал дома. Ни одного целого дома не осталось, но никто не оставил деревню. Они остались и боролись. 


В Авдале было примерно 30 домов. В деревне остались бабушки и молодежь. Молодёжь была в окопах, а старики – под стеной, перед которой стоял танк турков. Защитниками этой деревни были два брата, оба особенные личности.


Героями были и жители Гиши. Деревня Гиши была большой, было много призывников. 


Перейдём к оврагу Чартара: было два батальона. Потом они объединились как атакующая сила. Мовсес Акобян из Чартара (в 2007-м году назначили министром обороны НКР) стал специалистом по атакам. Во время всех атак из батальонов формировали группу, и Моси вместе с этой группой участвовал в операции. 


Парни деревень Сос-Мачкалашен храбро воевали и были одарены лучшими качествами. В начале турки, приехавшие из Баку, под воздействием наркотиков, зашли в наши окопы. Под руководством Мосо из Сосе пять человек взяли обратно окоп, и в этом бою Мосо погиб.


Народу Мартуни характерны храбрость и непоколебимость. Дождь и молния начинали бить с одного края и быстро распространялись по всему небу села. Люди не прятались, они игнорировали опасность. Единственное, что их подавляло - это самолет, взрыв от которого ужасным. Я предупреждал, что нужно прятаться, но люди не боялись. Был один старшина, Оганян, ему наверное было за 60, под обстрелом, в открытом пространстве он приносил чай. Я говорил: "Как ты приносишь под обстрелом?" Он оправдывался: "Я глухой, не слышу". "Какое значение это имеет, ты же видишь взрывы?" А он: "А ты чего сидишь?" "Я работаю." "А моя работа приносить тебе чай." В Мартуни я жил в доме Самвела Улубабяна. Со мной ещё 4 офицера жили там. Мать Самвела была очень заботлива по отношению ко всем нам. За 10 дней до нашего приезда Самвел героически погиб в Хуручухе. Когда они отразили атаку турков, Самвел подошел к танкисту врага, взорвал гранату, и они вдвоём погибли. Когда я уже был в штабе, мать Самвела часто приходила узнать, как я. Братья Самвела, Марат и старший брат, не помню имя (плохо, когда начинаю забывать), были как родные.


Однажды я спал в саду Улубабянов, когда ударил "Град", полностью обезобразив дом. Представьте, насколько я был уставшим, что не почувствовал. Водитель быстро подошел, чтобы узнать в каком я состоянии. Видит дом покрыт пылью, а я сплю в саду. Он разбудил меня. Сказал: "Град" ударил". Я ответил: "А я и не услышал". Вот так мы уставали. Бывало парни сидели кушали, а рядом с ними взрывался "Град". Новички удивлялись, мол как так, у вас страха нет что ли?! Я объяснял в каком направлении бьет "Град", и они через дня 4 привыкали.


В Мартуни приехала Керолайн Кокс. Монте привёл её на позиции. Была дождливая погода. Был солдат со старой шиной, в изношенной шапкой, полностью мокрый, когда смотрел на него, хотелось плакать. Когда Кокс увидела его, скорее всего почувствовала то же самое. Сказала: "Как этот бедный человек может защищать позиции?" Этот бедный человек, который был учителем в школе села Мартуни, по-английски ответил: "Мы защитим нашей сущностью, сколько сможем". Кокс была впечатлена. Это был особенный момент. 


Монте говорил: "Кокс хорошая женщина, когда приходит, приносит шоколад". Я спросил: "Ты очень любишь шоколад? "Он ответил: "Да, когда я был маленьким, куда бы мама не прятала шоколад, я находил". 


Два слова про заместителя нынешнего руководителя администрации Микаэла Оганесяна – Славика Сейраняна. В свое время он работал в райкоме. Во время войны был главой исполкома и не на секунду не оставлял наших бойцов. Помогал, поддерживал любыми способами.


Не было деревни, где не было бы "сливок". В этот же период времени я был в деревнях Гадрута. Поначалу они были неопытными, прогресс длился долго, но их бойцы тоже были одарены наилучшими качествами, и командир Гадрутского оврага, Артур Агабекян, закалялся в тяжелейших боях. Он понял, что такое война и в течение всего времени смог удержать народ на месте. Заместитель Агабекяна, Армен, тоже был храбрым, был осведомленным человеком. И сейчас служат в армии. Можно вспоминать очень и очень много имён. Лучшие пошли вперед, стали опытнее, являются командирами армии НКР: полковники, генералы.»


_______________ 
Перевод администрации группы Мелконян Монте Чарльзович | #Avo 
Источник: книга Аспрам Царукян "Привет, как вы? Хорошо? Воспоминания о Монте"

Комментариев нет:

Отправить комментарий