«Автор. Господин генерал, в районе Мартуни НКР вы уважаемый герой, про вас рассказывают интересные истории, сочиняют стихи, называют храбрый зоравар Моси, которого ужасался враг. Фельдшер военного госпиталя имени Монте Мелконяна, Гавроша, посвятил стихи вашим боевым подвигам.
Командира роты советской армии, прошедшего через афганскую войну, назначили помощником Монте Мелконяна, приехавшего из диаспоры, который, можно сказать, был гражданским лицом. Как вы приняли это назначение? Не возникало ли проблем?
М.А.:Нет, не возникало. С Монте я познакомился еще до назначения, 22 февраля 1992 года, во время освобождения Верин Вейсалу.
Во время боя за Верин Вейсалу я получил ранение. После лечения в Ереване я отправился к президенту комитета обороны НКР Сержу Саргсяну, чтобы узнать, что мне делать дальше. Он сказал, что Монте в Мартуни, не знаком с нашим "менталитетом", его с трудом понимают, и мое
присутствие там будет правильным. Я поехал в Мартуни. Сначала был его заместителем. 28 июля 1922г. противник перешел к масштабному нападению. Я руководил обороной в направлении Чартара. После блестящей победы по приказу президента комитета обороны НКР меня назначили командиром батальона Чартара, и я принял участие в формировании армейских батальонов.
присутствие там будет правильным. Я поехал в Мартуни. Сначала был его заместителем. 28 июля 1922г. противник перешел к масштабному нападению. Я руководил обороной в направлении Чартара. После блестящей победы по приказу президента комитета обороны НКР меня назначили командиром батальона Чартара, и я принял участие в формировании армейских батальонов.
В основном мы очень хорошо понимали друг друга. Для меня Монте был самым патриотичным, самым честным человеком. Был честным и непреклонным. Что касается профессионализма, он был профессионалом благодаря пройденному пути в качестве солдата потерянной родины и Ай Дата, а также благодаря знаниям военного дела. Ему все было дано сверху. Был великим армянином.
Вам в Мартуни наверно рассказали, через какие трудности он прошёл, но ни разу не сказал "оставлю, уйду". Он сам себе ставил конкретные задачи, такие задачи, что в такие дни нам они казались неосуществимыми.
В 1992-1993гг. было очень тяжелое положение: из Шаумяна армяне полностью были изгнаны, Мартакерт почти полностью был захвачен, деревни Гадрута – тоже. И в этой ситуации Монте говорил: "Границы Карабаха должны быть здесь", и чертил сегодняшние границы НКР. Мы думали, что он большой мечтатель. А мы мечтали всего лишь вернуть наши деревни.
Был очень хорошо осведомлен об армейской дисциплине. Возникало очень много проблем, связанных с постановлением в ряд привилегированных лиц (были и такие). "Идите, встаньте в ряд!"- говорил он. Они отвечали: "Мы воевавшие отряды". Монте продолжал приказывать: "Мне не нужны воевавшие парни, мне нужны солдаты, встаньте в ряд!" Во всём районе было 20 – 30 человек, у которых с самого начала движения было оружие, и они не принимали Монте. Хоть и было сложно, но Монте удавалось владеть собой. Народ и армия принимали его как командира и выполняли его приказы.
Автор: С кем бы я не разговорила в Мартуни, будь то азатамартик, офицер армии, врач, говорили: "Были вещи, о которых знали только Монте и Моси". Это и сегодня остается тайной?
М.А.: Я бы не сказал, что были какие-то особенные секреты. Они касались тяжелейших моментов боевых операций.
Автор:Также говорили, что, когда во время боев Аво находился рядом с боевыми товарищами или хотя бы по радиосвязи слышали его голос, они получали необычную силу и сражались ещё увереннее и храбрее.
М.А.: Да, так и было. В основном он стремился быть не в командном пункте, а там, где идут горячие бои. Всех воодушевлял. Когда бойцы по радиосвязи слышали голос Монте, то понимали - сейчас тот момент, когда подоспеет помощь и ещё крепче стояли на позициях.
Автор:Правда, что в бою Монте был словно на игровом поле?
М.А.: Представьте себе, что да. Он воодушевлялся успехами. Переживал за каждый несбитый танк, говорил: "Почему ты не сбил этот танк?", если хоть на 1% возможно было сбить его.
Автор: Придавал особую важность письменной клятвы азатамартиков.
М.А.: Дело было не только в клятве. Монте был убеждён, что гарантия нашей победы – дисциплинированная армия. Солдат клянётся и тем самым берет на себя обязанность и ответственность за защиту Родины. Все символы, которые он хотел применить в оборонительном районе Мартуни, сегодня есть и присущи нашей армии. Мечтал, чтобы все бойцы одевались одинаково. К сожалению, не успел увидеть всё это.
Автор:Вы сказали, что в самых тяжелых ситуациях вы вместе принимали решение. Каким было его поведение в такие моменты, что вам запомнилось больше всего?
М.А.: Ни в коем случае не паниковал. Спокойно и рассудительно принимал решения. Когда говорят, что были вещи, которые знали только я и Монте, это касается принятия роковых решений во время боя: откуда начать, как. Вообще он был очень чистым. Во время войны все были настолько чисты, что не могли сделать что-то, о чем не узнали бы все.
Автор:При разговоре о Монте невозможно не упомянуть фамилию Ароян. Опять же мартунийцы говорят, что встреча этих двух великих людей была предрешена сверху. Дополняя друг друга, они, как единая сила, преодолели трудности, организовали оборону района. Сражаясь и достигая побед, параллельно сформировали батальоны дисциплинированной армии на основе добровольческих сил.
М.А.: Да, Монте и Ароян взаимодополняли друг друга. Ароян пришел в трудное время, точнее, пришла группа офицеров, которые по истечению срока командировки уехали, а Ароян остался в Мартуни. Тогда я уже был командиром отряда Чартар. Его присутствие сильно облегчило перегруженное состояние Монте. Они вместе продолжили дело, решая важнейшие проблемы оборонительного района.
Автор: В рассказах мартунийцев отдельной темой является отношение Монте к пленным.
М.А.: Люди говорили: "Как мы можем дать кровь туркам?! Как так: кровь армянина в турке?!" А он самый первый обнажил руку и отдал кровь пленному турку. Пленный больше не в состоянии воевать, он человек, нуждается в помощи – в этом заключался принцип, и он не позволял, чтобы жестоко относились к пленным и обижали население в освобождённых населённых пунктах.
Монте с болью воспринимал жестокое обращение к пленным со стороны наших бойцов, наполненных местью за погибших друзей. И это было понятно: война, в такую же ситуацию могли попасть и наши солдаты. Он говорил: "Берите много пленных, чтобы мы обменяли их, у нас много без вести пропавших".
Автор:Очень много историй об особенном отношении Монте к животным, особенно к змеям. Он запретил бойцам убивать встречающихся на позициях змей.
М.А.: Он был наполнен любовью к каждому созданию природы. А истории, касающиеся змей, реальные. Такая же история произошла в день его гибели, в последнее утро его жизни.
12 июня 1993г. мы вместе ехали на УАЗ-е. Ночью змея попала под наш танк, сломала позвоночник, но все еще была жива. Монте вышел из машины, осторожно взял её, отнёс и положил подальше от дороги, выражая недовольство в сторону парней: "Что делают эти ишаки?! Не видят что ли змею?!" Как они должны были ее заметить ночью...
В этот день произошло неожиданное, никто не представлял, что Монте погибнет. 11 погибшим в бою 12 июня посмертно дали звание народного героя Азербайджана за уничтожение такого врага, как Монте, хотя это не было героизмом, они оказались там случайно.
Автор:Какая черта характера командира Монте больше всего запомнилась вам?
М.А.:Как военный, я очень высоко ценю то, что он все продуктивно выполненные операции всегда приписывал своим подопечным, а их невыполненное - себе. Его самое впечатляющее существенное качество не опишешь одним примером. Было очень много впечатляющих происшествий. Он говорил командиру батальона: "Этим боем должен руководить ты".
Новому поколению армянских военных я бы пожелал смотреть глазами Аво и думать, как Аво. Сохранить, как реликвию, плод победы, достигнутой кровью, и передать ее нашим поколениям. У Аво есть крылатая фраза: "Если потеряем Арцах, то перевернем последнюю страницу нашей истории...". Если вы когда-нибудь бывали в военных частях АО НКР, то наверняка видели, что эта фраза написана везде, везде есть. В этой фразе есть очень большой смысл. Сегодня это очень хорошо видно. Если мы будем жить и работать, как Монте, завтрашний день будет безопасным. Армянскому солдату желаю патриотизма, стойкости, преданности.»
_____________
Перевод администрации группы Мелконян Монте Чарльзович
Источник: книга Аспрам Царукян "Привет, как вы? Хорошо? Воспоминания о Монте"
Комментариев нет:
Отправить комментарий